Социально-психологическая служба
МОУ « Уинская средняя общеобразовательная школа» | Утверждаю: |
Положение о социально - психолого – педагогической службе
(СППС)
1. Общие положения.
1.1 Социально-психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
1.2 Деятельность социально-психологической службы школы ориентирована как на учащихся, так и на административных и педагогических работников, их социально-психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья.
1.3 Основной целью деятельности службы является социально-психологическое сопровождение, личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, а также социально-психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса,
1.4 Сотрудниками социально-психологической службы являются социальный педагог, психолог, логопед, заместитель директора по воспитательной работе, медицинский работник школы.
1.5 Сотрудники социально-психологической службы осуществляют деятельность, руководствуясь настоящим Положением, запросами родителей и учащихся, администрации, педагогов, программой социально-психологической службы.
1.6 Сотрудники социально-психологической службы осуществляют деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями учащихся.
2. Основные направления деятельности социально-психологической службы.
2.1 Основными направлениями деятельности социально-психологической службы являются:
– практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами службы социально-психодиагностической, коррекционной, развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, учащихся и педагогов школы;
– прикладное направление: создание системы повышения социально-психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения социальным и психологическим знаниям и навыкам всех участников педагогического процесса;
– научно-исследовательское направление: в соответствии с целями службы – разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, психокоррекционной и развивающей работы, ориентированной на определенный возраст, а также работа с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве с психологами и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность.
2.2 Основные виды деятельности:
2.2.1 Социально-психологическое просвещение – приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к социально-психологическим знаниям.
2.2.2 Социально-психологическая профилактика – специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
2.2.3 Психолого-медико-педагогический консилиум.
2.2.4 Социальная и психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).
2.2.5 Социальная и психологическая диагностика – выявление особенностей социального и психологического развития ребенка, сформированности определенных социальных и психологических новообразований, соответствия уровня развития умений; знаний, навыков личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.
2.2.6 Социально-психологическая коррекция – разработка рекомендаций, программы социальной и психолого-коррекционной, или развивающей, работы с учащимися, осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.
3. Ответственность сотрудников социально-психологической службы.
3.1 Сотрудники социально-психологической службы несут персональную ответственность за:
– точность психологического диагноза;
– адекватность диагностических и коррекционных методов;
– ход и результаты работы с учащимися;
– обоснованность выдаваемых рекомендаций.
3.2 Сотрудники социально-психологической службы несут ответственность за оформление и сохранность материалов обследований и другой документации службы.
4. Обязанности и права сотрудников социально-психоло-гической службы.
4.1 Сотрудники социально-психологической службы обязаны:
– руководствоваться Уставом, программой социально-психоло-гической службы, кодексом психолога, настоящим Положением;
– участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также проводимых вышестоящими организациями социальных и психологических конференциях и семинарах;
– постоянно повышать свой профессиональный уровень;
– отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы;
– рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции;
– в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка;
– работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся;
– хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта координационной работы;
– информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение предыдущего пункта.
4.2 Сотрудники социально-психологической службы имеют право:
– принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.;
– посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия ГПД с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
– знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
– проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
– выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;
– вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
– иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;
– обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
– обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;
– обращаться в научно-психологические центры по вопросам научно-методического обеспечения службы;
– ставить перед администрацией школы, органами народного образования вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса;
– участвовать в научно-исследовательских работах, в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, вузов и т. д;
– определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями
Положение
о школьном психолого-педагогическом консилиуме
Психолого-педагогический консилиум создаётся для решения вопроса о виде и характере помощи детям. Консилиум является внутренним, постоянно действующим, функциональным подразделением школы.
Деятельность консилиума ориентирована на решение следующих задач:
II.Принципы работы консилиума:
- максимальная педагогизация диагностики, приоритет педагогических задач
- этическая позиция участников консилиума определяется принципом «не навреди» постановка диагноза не должна наносить морального ущерба личности школьника, снижать его самооценку, углублять разногласия с родителями и сверстниками, строго должна соблюдаться тайна психолого-педагогического диагноза
Функции консилиума
- распознавание характера отношений в учении и поведении школьника;
- изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе;
- выявление доминанты нравственного воспитания;
- определение потенциальных возможностей учащихся.
2. Воспитательная:
- разработка воспитательных мер, рекомендуемых учителем, родителем, ученическому активу, общественности;
- непосредственное воспитательное воздействие на личность учащегося в ходе собеседования.
3. Реабилитирующая защита интересов ребёнка попавшего в неблагоприятные семейные или учебно- воспитательные условия.
Реабилитация может быть:
- семейной, в процессе которой педагог стремится повысить статус ребёнка в глазах его родителей, повысить его статус как члена семьи;
- школьной, в процессе которой консилиум разрушает отрицательный стереотип ученика, сложившийся у классного руководителя или учителя- предметника.
III. Состав консилиума:
- руководитель консилиума- директор школы или его заместитель – отвечает за организацию заседаний консилиума, контролирует выполнение его рекомендаций, координирует связи консилиума с другими звеньями учебно- воспитательно процесса;
- школьный врач (фельдшер) информирует о состоянии здоровья учащегося, по рекомендации консилиума направляет на консультации к специалистам- медикам;
- психолог;
- временные члены- лица, приглашённые на данное заседание;
- классный руководитель даёт характеристику учащемуся, формирует его проблемы, активно участвует в собеседовании, выполняет рекомендации консилиума;
- член родительского комитета класса информирует о микроклимате класса, семье учащегося, участвует в собеседовании, выполняет рекомендации консилиума;
- референтное лицо - педагог, пользующийся авторитетом и доверием обсуждаемого ребёнка помогает разговорить ученика, снять барьеры в общении, участвует в собеседовании, может быть подключен к выполнению рекомендаций консилиума.
IV. Организация работы консилиума.
Заседания проводятся 1 раз в два месяца.
Сначала проходит подготовительный этап – сбор предварительных диагностических данных.
А) На самом заседании:
- заслушивается характеристика учащегося, предлагаемая классным руководителем в присутствии родителей. Характеристика дополняется сведениями о здоровье учащегося ( школьный врач, уточняют родители)
Б) - Проводится собеседование с родителями. Цель: выяснить условия, позицию родителей, степень их авторитетности для ребёнка.
В) - Приглашается ученик, происходит беседа с ним.
Г) - Заключительная стадия:
- ставится педагогический диагноз, включающий в себя определение доминанты отклоняющегося развития и её основные причины;
- положительные стороны личности, на которые можно опереться при выборе мер воспитательного воздействия;
- обсуждаются меры воздействия, вырабатываются рекомендации родителей, классного руководителя и другими участниками воспитательного процесса.
Контроль за выполнением осуществляется на педсоветах при директоре, заседаниях секций классных руководителей, учителей начальных классов и т.д.
V. Документация консилиума:
- приказ о создании консилиума и утверждение его состава на данный учебный год;
- журнал консилиума;
- диагностическая карта учащихся, вызываемых на консилиум.